Подготовка к ЕГЭ по информатике

Программа подготовки к ЕГЭ по информатике для 11 класса

Срок обучения: 8 месяцев / 33 занятия / 99 ак. часов (1 ак. час = 45 минут)

1. РАЗДЕЛ. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ (задания ЕГЭ по информатике: 1-27).
  • 1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике.
  • 1.2. ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников.
  • 1.3. Особенности проведения ЕГЭ по информатике.
  • 1.4. Виды тестовых заданий.
  • 1.5. Структура и содержание КИМов по информатике.
  • 1.6. Базовые понятия информатики.
  • 1.7. Отработка заданий ЕГЭ по информатике: 1-27.

 

2. РАЗДЕЛ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ (задания ЕГЭ по информатике: 1-27).
  • 2.1. Системы счисления (задания 1, 16).
    • 2.1.1. Системы счисления и двоичное представление информации в памяти компьютера.
    • 2.1.2. Позиционные системы счисления.
    • 2.1.3. Знание методов перевода в различные позиционные системы счисления (2,8,16 и с произвольным основанием).
    • 2.1.4. Правила выполнения арифметических действий в системах счисления.

     

     

     

     

  • 2.2. Алгебра логики (задания 2, 18, 23).
    • 2.2.1. Алгебра логики.
    • 2.2.2. Основные функции алгебры логики.
    • 2.2.3. Умение строить таблицы истинности и логические схемы.
    • 2.2.4. Знание основных понятий и законов математической логики.
    • 2.2.5. Упрощение логических функций.
    • 2.2.6. Умение строить и преобразовывать логические выражения.
    • 2.2.7. Решение смысловых задач.
    • 2.2.8. Построение и преобразование логических выражений.
    • 2.2.9. Решение систем логических уравнений разными методами.

     

     

     

     

  • 2.3. Обработка числовой информации. Информация и ее кодирование. Кодирование текстовой информации. (задания 5, 9, 10).
    • 2.3.1. Понятия «кодирование» и «декодирование» информации.
    • 2.3.2. Методы измерения количества информации.
    • 2.3.3. Единицы измерения информации.
    • 2.3.4. Алфавитный подход к измерению информации.
    • 2.3.5. Умение подсчитывать информационный объем сообщения.
    • 2.3.6. Кодировка информации.
    • 2.3.7. Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации.
    • 2.3.8. Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала.

     

     

     

     

  • 2.4. Информация и ее кодирование. Технология обработки графической и звуковой информации (задание 9).
    • 2.4.1. Определение объема памяти, необходимые для хранения звуковой и графической информации.

     

     

     

     

  • 2.5. Моделирование и компьютерный эксперимент (задания 3, 22).
    • 2.5.1. Этапы информационного моделирования на компьютере.
    • 2.5.2. Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы).
    • 2.5.3. Работа с графами.
    • 2.5.4. Умение анализировать результат исполнения алгоритма (модели графа).

     

     

     

     

  • 2.6. Технологии поиска и хранения информации. Базы данных (задание 4).
    • 2.6.1. Технологии хранения, поиска и сортировки информации в базах данных.
    • 2.6.2. Основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ.

     

     

     

     

  • 2.7. Файловая система организации данных (задание 4).
  • 2.8. Технология обработки информации в электронных таблицах (задание 7).
    • 2.8.1. Знание технологии обработки информации в электронных таблицах и методов визуализации данных с помощью диаграмм и графиков.
    • 2.8.2. Понятие абсолютной и относительной адресации.

     

     

     

     

  • 2.9. Архитектура компьютеров и компьютерных сетей (задания 12, 17).
    • 2.9.1. Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети.
    • 2.9.2. Умение осуществлять поиск информации в сети Интернет. Круги Эйлера.

     

     

     

     

  • 2.10. Элементы теории алгоритмов (задания 6, 14, 26).
    • 2.10.1. Алгоритм и его свойства, исполнитель, обработка информации.
    • 2.10.2. Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке.
    • 2.10.3. Линейные алгоритмы для формального исполнителя с ограниченным набором команд.
    • 2.10.4. Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд.
    • 2.10.5. Теория игр. Построение деревьев игры. Умение обосновать выигрышную стратегию.

     

     

     

     

  • 2.11. Пробный ЕГЭ по информатике на бланках Федерального Центра Тестирования в конце первого этапа обучения.
  • 2.12. Программирование (задания 8, 20, 19, 24, 25, 11, 21, 27).
    • 2.12.1. Основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания.
    • 2.12.2. Анализ алгоритма, содержащего цикл и ветвление.
    • 2.12.3. Способы «прогонов» программ тестовой части ЕГЭ.
    • 2.12.4. Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции).
    • 2.12.5. Алгоритмы получения результатов выполнения программы без использования ПК.
    • 2.12.6. Умение прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки.
    • 2.12.7. Программы для обработки одномерных и двумерных массивов.
    • 2.12.8. Рекурсивные алгоритмы. Построение дерева рекурсии.
    • 2.12.9. Умение анализировать программу, использующую процедуры и функции.
    • 2.12.10. Решение задач с числовыми и символьными типами данных.
    • 2.12.11. Типовые алгоритмы и методики написания программ средней и высокой сложности (27 задача ЕГЭ).

     

     

     

     

  • 2.13. Отработка заданий ЕГЭ по информатике: 8, 20, 19, 24, 25, 11, 21, 27.

 

3. РАЗДЕЛ. ТРЕНИНГ ПО ВАРИАНТАМ (задания ЕГЭ по информатике: 1-27).
  • 3.1. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов (итоговый контроль).
  • 3.2. Итоговое повторение.
    • 3.2.1. Правильность оформления решения заданий с развернутым ответом.
    • 3.2.2. Итоговое повторение.
    • 3.2.3. Рефлексия.

     

     

     

     

  • 3.3. Отработка заданий ЕГЭ по информатике: 1-27.
  • 3.4. Пробный ЕГЭ по информатике на бланках Федерального Центра Тестирования в конце второго этапа обучения.

 

 

Структура ЕГЭ по информатике

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по информатике и ИТ представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования.

Содержание курса информатики, проверяемое в ЕГЭ, включает темы:

  • Математические основы информатики (кодирование и передача данных, системы счисления, элементы математической логики, дискретные математические объекты);
  • Алгоритмы и программирование;
  • Теоретические основы информационно-коммуникационных технологий.

Содержанием экзаменационной работы охватывается основное содержание курса информатики и ИТ, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и ИТ. Программа курса в ЕГЭ-центре направлена на эффективное повышение индивидуальных результатов учащихся при сдачи экзамена по информатике и ИТ.

Содержание заданий экзамена разработано по основным темам курса информатики и ИТ, объединенных в следующие тематические блоки: «Информация и ее кодирование», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Системы счисления», «Логика и алгоритмы», «Элементы теории алгоритмов», «Программирование», «Архитектура компьютеров и компьютерных сетей», «Обработка числовой информации», «Технологии поиска и хранения информации».

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 23 задания базового, повышенного и высокого уровней сложности (возможный максимум оценивания 23 балла). В этой части собраны задания с кратким ответом, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде числа или последовательности символов. Задания проверяют материал всех тематических блоков. В первой части 12 заданий относится к базовому уровню, 10 заданий имеют повышенный уровень сложности, 1 задание – высокий уровень сложности.

Часть 2 содержит 4 задания (возможный максимум оценивания 12 баллов), первое из которых повышенного уровня сложности, остальные 3 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают запись развернутого ответа в произвольной форме. Они направлены на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов, предусмотренных требованиями к обязательному уровню подготовки по информатике учащихся средних общеобразовательных учреждений. Последнее задание работы на высоком уровне сложности проверяет умения по теме «Технология программирования».

Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы, – 35.