Подготовка к ЕГЭ по истории

Программа подготовки к ЕГЭ по истории для 11 класса


Срок обучения: 8 месяцев / 33 занятия / 99 ак. часов (1 ак. час = 45 минут)

1. РАЗДЕЛ. НАРОДЫ И ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. (задания ЕГЭ по истории: 1-24).
  • 1.1. Восточнославянские племена и их соседи.
  • 1.2. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
  • 1.3. Отработка заданий ЕГЭ по истории: 1-24 (по темам 1 раздела).

 

2. РАЗДЕЛ. РУСЬ В IX – НАЧАЛЕ XII ВВ. (задания ЕГЭ по истории: 1-24).
  • 2.1. Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства.
  • 2.2. Категории населения. «Русская правда».
  • 2.3. Международные связи Древней Руси.
  • 2.4. Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.
  • 2.5. Отработка заданий ЕГЭ по истории: 1-24 (по темам 2 раздела).

 

3. РАЗДЕЛ. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В XII – СЕРЕДИНЕ XV ВВ. (задания ЕГЭ по истории: 1-29).
  • 3.1. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики.
  • 3.2. Монгольское завоевание. Образование Монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада.
  • 3.3. Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.
  • 3.4. Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город.
  • 3.5. Культурное развитие русских земель и княжеств.
  • 3.6. Отработка заданий ЕГЭ по истории: 1-24 (по темам 3 раздела).

 

4. РАЗДЕЛ. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV – XVII ВВ. (задания ЕГЭ по истории: 1-24).
  • 4.1. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига.
  • 4.2. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.
  • 4.3. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян.
  • 4.4. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война.
  • 4.5. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV – XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре в XVII в.
  • 4.6. Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией.
  • 4.7. Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы.
  • 4.8. Новые явления в экономике: начало формирования всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права.
  • 4.9. Церковный раскол.
  • 4.10. Социальные движения XVII в.
  • 4.11. Отработка заданий ЕГЭ по истории: 1-24 (по темам 4 раздела).
  • 4.12. Пробный ЕГЭ по истории на бланках Федерального Центра Тестирования в конце первого этапа обучения.

 

5. РАЗДЕЛ. РОССИЯ В XVIII – СЕРЕДИНЕ XIX ВВ. (задания ЕГЭ по истории: 1-24).
  • 5.1. Петровские преобразования. Абсолютизм. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации.
  • 5.2. Северная война. Провозглашение Российской империи.
  • 5.3. «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя.
  • 5.4. Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
  • 5.5. Русское просвещение.
  • 5.6. Превращение России в мировую державу в XVIII в.
  • 5.7. Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв.
  • 5.8. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.
  • 5.9. Отечественная война 1812 г.
  • 5.10. Движение декабристов.
  • 5.11. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
  • 5.12. Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны.
  • 5.13. Отработка заданий ЕГЭ по истории: 1-24 (по темам 5 раздела).

 

6. РАЗДЕЛ. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. (задания ЕГЭ по истории: 1-24).
  • 6.1. Реформы 1860-1870-х гг.
  • 6.2. Политика контрреформ.
  • 6.3. Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны.
  • 6.4. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте.
  • 6.5. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.
  • 6.6. Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов.
  • 6.7. Русско-японская война 1904-1905 гг.
  • 6.8. Духовная жизнь российского общества. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования.
  • 6.9. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения.
  • 6.10. Реформы П.А. Столыпина.
  • 6.11. Отработка заданий ЕГЭ по истории: 1-24 (по темам 6 раздела).

 

7. РАЗДЕЛ. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ. (задания ЕГЭ по истории: 1-24).
  • 7.1. Россия в первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
  • 7.2. Революция 1917 года. Временное правительство и Советы.
  • 7.3. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание.
  • 7.4. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны.
  • 7.5. Переход к новой экономической политике.
  • 7.6. Отработка заданий ЕГЭ по истории: 1-24 (по темам 7 раздела).

 

8. РАЗДЕЛ. СССР в 1922-1991 гг. (задания ЕГЭ по истории: 1-29).
  • 8.1. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
  • 8.2. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 года.
  • 8.3. Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация.
  • 8.4. Идеологические основы советского общества и культура в 1920-30-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования.
  • 8.5. Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920-30-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.
  • 8.6. Причины, этапы Великой Отечественной войны.
  • 8.7. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны.
  • 8.8. СССР в антигитлеровской коалиции.
  • 8.9. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира.
  • 8.10. Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
  • 8.11. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы.
  • 8.12. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950-60-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста.
  • 8.13. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 года.
  • 8.14. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности.
  • 8.15. Культурное развитие русских земель и княжеств. СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы.
  • 8.16. Особенности развития советской культуры в 1950-80-х гг.
  • 8.17. Отработка заданий ЕГЭ по истории: 1-24 (по темам 8 раздела).

 

9. РАЗДЕЛ. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. (задания ЕГЭ по истории: 1-24).
  • 9.1. Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 года. Беловежские соглашения 1991 года и распад СССР.
  • 9.2. Политический кризис сентября – октября 1993 года. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения. Российская Федерация и страны-участницы Содружества независимых государств.
  • 9.3. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
  • 9.4. Российская Федерация в 2000-2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев.
  • 9.5. Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся международно-правовой системе.
  • 9.6. Современная российская культура.
  • 9.7. Отработка заданий ЕГЭ по истории: 1-24 (по темам 9 раздела).

 

10. РАЗДЕЛ. ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ.
  • 10.1. Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории.
  • 10.2. Периодизацию всемирной и отечественной истории.
  • 10.3. Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории.
  • 10.4. Историческую обусловленность современных общественных процессов.
  • 10.5. Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

 

11. РАЗДЕЛ. УМЕТЬ.
  • 11.1. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа.
  • 11.2. Осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности).
  • 11.3. Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).
  • 11.4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.
  • 11.5. Использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.
  • 11.6. Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса.
  • 11.7. Представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.
  • 11.8. Использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии.
  • 11.9. Написать исторического сочинения по определённому периоду истории России.
  • 11.10. Отработка заданий ЕГЭ по обществознанию: 20-25.
  • 11.11. Пробный ЕГЭ по истории на бланках Федерального Центра Тестирования в конце второго этапа обучения.

 

 

Структура ЕГЭ по истории

ЕГЭ по истории охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.). Каждый вариант состоит из двух частей, и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом (задания 1-19). Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указана цифра или последовательность цифр, требуемое слово (словосочетание).

Часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом (задания 20-24), выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

Задания 20-22 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника, извлечение информации, привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

Задания 23-24 – комплекс заданий связанных с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса.

Задание 25 предполагает написание исторического сочинения по одному из указанных периодов истории России. Выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. В сочинении необходимо дать характеристику описываемого периода с опорой на исторические факты, назвать не менее двух исторических личностей, их роль в исторических событиях, указать причинно-следственные связи между указанными событиями, явлениями процессами.